Повышение тарифов на универсальные услуги почты распространителей печати касается непосредственно: периодика и книги, выписанные по адресной системе, доставляются подписчику бандеролями. Агентство, принявшее подписку, дважды терпит убытки: во втором полугодии 2001 года (до конца декабря газеты, журналы и книги доставлялись уже по новым ценам, хотя подписка на них оформлена по старым) и в первом полугодии 2002-го (подписные цены были сформированы еще в июне). Как чувствуют себя агентства в такой ситуации? За ответом на этот вопрос мы пришли в агентство «Книга-Сервис», специализирующееся на адресной подписке.
- Сказать, что это повышение стало для нас неожиданностью, не могу, - был ответ аместителя генерального директора Александра Вялкова.
- Зная по опыту, что повышение тарифов на универсальные услуги обязательно последует, мы закладываем риск в подписные цены. Подписчик, разумеется, страдает. Но что делать, нас самих ставят в такое положение.
В завершившуюся подписную кампанию подписчик еще более пострадал, поскольку большинство агентств, «Книга-Сервис» в том числе, подписку объявили с учетом того, что льготы по НДС для СМИ и книгоиздания в 2002 году сохранены не будут. Упадут ли при этом тиражи? Подождем итогов подписной кампании и увидим. Пока же в «Книге-Сервис» наблюдают тенденцию роста тиражей: в январе 1999 года в сравнении с предыдущим полугодием тиражи выросли на 15%, в январе 2000-го - на 30%, в январе 2001-го - на 50%. Прогноз на основе отклика по стимулирующей рассылке (подписчику текущего полугодия предлагается продлить подписку на следующее и стать, таким образом, постоянным клиентом агентства) обнадеживает: и в нынешнюю подписную кампанию тиражи должны быть высокими. Но на почту должны прийти и новые подписчики. А вот сколько их придет, сказать трудно. На территории России партнерами агентства являются 85 управлений федеральной почтовой связи и более 50 альтернативных подписных агентств. «Книга-Сервис» работает с подписчиками и в странах СНГ: Армении, Грузии, Молдове, Узбекистане, Украине, Казахстане, Беларуси. Активно проводит маркетинговую поддержку подпи-ки по Объединенному каталогу (том 1 «Пресса России»), в формировании которого принимает участие, а также выпускает свои каталоги: «Подписка за рабочим столом», «Подписка у вас дома», проводит подписку через Интернет.
На выставке «Пресса-2002» стенд агентства «Книга-Сервис» был одним из самых работающих. Руководители агентства, как признались они «Витрине», ставили целью вести на выставке активный целенаправленный поиск потенциальных подписчиков для издателей и способствовать их встрече здесь же, на «Прессе». И это получилось. Презентации изданий на стенде агентства следовали одна за другой, и это были понастоящему профессиональные диалоги издателя и подписчика, партнерство которых укрепляет «Книга-Сервис».
Мы поинтересовались у Александра Вялкова: на его взгляд, в условиях общего кризиса института подписки не сдает ли свои позиции адресная система? Как много осталось подписчиков, желающих получать газеты и журналы бандеролями? (О книгах не говорили, поскольку после кризиса 1998 года "Книга-Сервис" практически полностью свернула книжные программы.)
- В нашем агентстве карточная и адресная системы подписки находятся в соотношении 50:50, соотношение корпоративных и частных подписчиков - 60:40, - ответил Александр Николаевич.
- Популярные издания, выходящие большими тиражами, распространяются преимущественно по карточной системе (следует заметить, что их доля в подписке уменьшается, они все более уходят в розницу). Тогда как научные, научно-технические, специальные издания распространяются преимущественно по адресной системе. Ряд подписчиков выбирают эту систему из-за сохранности выписанных изданий: упакованный в бандероль журнал никто в пути не помнет, не порвет, не поставит на него чайник и т.д. Профессиональные издания, которые стоят очень дорого (до 5 тысяч рублей на полгода), подписчики предпочитают получать заказными бандеролями.
- Подписка выходит золотой?...
- Должен заметить, что адресная система не всегда бывает дороже карточной. Там, где местные цены на доставку велики, куда, к примеру, можно добраться только вертолетом или на вездеходе, дешевле выписать журнал по адресной системе. Это, во-первых. Во-вторых, на рынке, причем не только столичном, сформировалась большая и устойчивая группа людей, которые услугу ценят выше цены продукта. Они готовы заплатить на несколько рублей дороже, но оформить подписку по более удобному для себя варианту.
Агентство «Книга-Сервис» работает с теми изданиями, у которых доля подписных тиражей достаточно велика. При этом их количество постоянно растет: во втором полугодии 1999 года здесь распространяли 599 наименований, в каталоги первого полугодия 2002-го включены уже 977. Еще мы спросили, не боятся ли подписчики «Книги-Сервис», наслушавшись страхов о «чумной лихорадке», вскрывать бандероли с газетами и журналами. Нам ответили, что подобных фактов в агентстве не зафиксировано. И добавили: «На конвертах стоят наши штемпели. Это надежный обратный адрес».
Галина Шведова