Крупные издательские дома и распространители делились своим опытом, предлагая свои наработки по выводу «пилотных проектов», условий распространения и в целом оказания более качественной услуги клиенту, - в нашем случае подписчику. Мое выступление было посвящено технологии работы так называемой «квазиадресной» доставки изданий, т.е. когда прием подписки осуществляется через Интернет, а доставка изданий - по карточной системе экспедирования.
В начале своего доклада хочу кратко представить общую структуру и участников процедуры подписки в России. Основу ее составляют производители продукции - это издательства (порядка нескольких десятков тысяч), за которыми на сегодня зарегистрировано более 90 тысяч средств массовой информации. Основными распространителями данных изданий являются подписные агентства, которые на основе Договоров с ФГУП «Почта России» включат эти издания в свои Федеральные почтовые каталоги: Роспечати, МАПа и Объединенный каталог «Пресса России» (на сегодня это три подписных агентства и три издательских дома). Помимо этих, альтернативные подписные агентства издают и собственные каталоги, но они осуществляют сбор заказов не через почтовые отделения, а самостоятельно, ориентируясь на юридические лица.
Если говорить о состоянии подписки, то после кризиса совокупный тираж изданий от полугодия к полугодию падает, что и подтверждается данными ФГУП «Почта России», объем подписки и в 2011 году упал на 1,5%. Что касается нашего агентства, то падение происходит также из полугодия к полугодию в параметрах сезонных колебаний.
Падение тиражей, наверное, закономерно, так как появляются альтернативные способы доставки информации. Основным из них является Интернет и многие из пользователей считают его в ближайшей перспективе безальтернативным способом получения информации. Данное обстоятельство подается многими, в том числе и самими средствами массовой информации, таким образом, что подписка на бумажные носители умрет, как факт. Считаю, что данное утверждение не совсем корректно. Состояние, в котором находится сегодня институт подписки, конечно, нуждается в «лечении», а поскольку «пациент болеет», значит он живет, а лекарство надо подбирать к каждому больному индивидуально, что мы и пытаемся делать.
Другой вопрос – каким способом использовать вновь создаваемые каналы распространения для улучшения сервиса традиционного обслуживания клиентов. Расскажу на опыте работы нашего подписного агентства, которое является одним из соучредителей и участников Объединенного каталога «Пресса России». Говоря о нас, я представляю холдинг, в который также входят подписное Агентство «Книга-Сервис» и ЦКБ «Бибком». Наша совместная доля изданий в Объединенном каталоге составляет более 50%.
Вопрос создания собственного сайта каталога, был поднят нами на заседании Совета соучредителей Объединенного каталога в декабре 2008 г. и предложение «взять ручку на себя» не вызвало возражений у соучредителей. Однако было высказано общее мнение, что в условиях экономического кризиса участники каталога не могут гарантировать финансирование проекта, поэтому мы создавали сайт, используя собственные ресурсы.
Создавая сайт Объединенного каталога и зарегистрировав его как www.pressa-rf.ru , мы преследовали следующие цели:
• дать наиболее полную, актуальную и достоверную информацию по всей номенклатуре включенных изданий, так как сайт создан участником печатной версии каталога;
• удобство работы. Можно ознакомиться с изданиями, не покидая рабочего места;
• удобство поиска. Поиск по различным параметрам. В Интернет-каталоге присутствует рубрикатор, соответствующий рубрикатору печатного каталога;
• удобство подписки. Сейчас практически на все издания Интернет-каталога можно оформить почтовую подписную карточку СП-1. В перспективе предполагается предоставить возможность оформления подписки на все издания каталога;
• возможность представлять расширенные аннотации, росписи статей, графические материалы, мультимедиа, что поможет сформировать наиболее полное представление об изданиях;
• в перспективе дополнять Интернет-каталог электронными версиями изданий, что весьма затруднительно в случае бумажного каталога.
Надо сказать, что мы не ошиблись. Как «на сегодня» показывают данные экспертного опроса на сайте Ассоциации распространения печатной продукции «Какие формы подписки на прессу вы считаете перспективными для России» - 44,1 % считают что это подписка через Интернет, 17,6% через Почту России, такое же количество через альтернативные подписные агентства, 11,8% через торговые точки и 8,8 % - через редакции.
На сегодняшний день сайт успешно функционирует, что подтверждается следующими данными:
- среднее число посетителей составляет около 400 в сутки;
- количество заказов с начала работы сайта составило более 3 000;
- в среднем за день оформляется порядка 15 заказов.
Таким образом, подписчик по данному каталогу имеет возможность выбрать интересующее его издание, распечатать форму СП-1 (форма приема подписки в почтовом отделении), и если это издание адресной системы и принадлежит в каталоге ОАО «АРЗИ» или ООО «АКС», то заказ приходит непосредственно в соответствующее агентство, причем клиент вправе выбрать любую форму оплаты: через Сбербанк, сеть терминалов Элекснет, с помощью Webmoney, кредитными картами VISA, Mastercard. Если издание карточной системы или адресной системы других подписных агентств, то распечатывается заполненная форма СП-1, и подписчик может прийти в ближайшее почтовое отделение и, предоставив заполненный бланк, оформить подписку.
Как видно из представленных материалов (Рис.1, 2) все основные показатели имеют положительную динамику. Однако имеющиеся отклики подписчиков показывают, что есть случаи, когда на почтовых отделениях отказываются принимать карточки СП-1, оформленные на сайте. Если не рассматривать аргумент «мы не знаем, откуда вы это взяли», то наиболее существенной причиной для отказа в приеме подписки является отсутствие в карточке СП-1 подписной цены, а так же проблема, связанная с региональными индексами, т.е. когда в бумажной версии издатель дает разную цену для разных регионов, а в электронной версии каталога на сайте присутствует только один вариант цены.
Хочу напомнить, что мы и раннее активно занимались поддержкой института подписки через свои адресные «бумажные» программы: каталоги «Подписка за рабочим столом», «Подписка у вас дома», «Библиотечный каталог», «Медицинский каталог», в которых формировался соответствующий тематический набор периодики и книг, рассылались адресно, как юридическим, так и физическим лицам. Общий тираж каталогов насчитывал до 200 тыс. экз., в настоящее время с учетом существования электронных версий общий тираж составляет несколько десятков тысяч в зависимости от полугодий.
Немного изменив условия подписки для бумажных версий и трансформировав данные каталоги в электронный формат, нами был сформирован и запущен в эксплуатацию Интернет-магазин, который размещается на нашем собственном сайте www.arzi.ru (www.akc.ru).
Интернет-магазин это дополнительные возможности и удобства, которые мы стараемся представить нашим подписчикам:
• Интернет-каталог содержит порядка 4 000 наименований периодических изданий на каждое из которых возможно оформить подписку прямо на сайте;
• кроме «бумажной» периодики в магазине присутствуют книги (как традиционные, так и электронные), а также видеофильмы для скачивания (весь контент является легальным);
• в своем магазине мы постарались учесть как интересы индивидуальных подписчиков – широкий выбор способов оплаты, так и оформляющих подписку юридических лиц – возможность оформить все необходимые документы, специальные цены для крупных заказчиков;
• напоминание клиенту о необходимости продлить подписку. Раньше рассылка велась отдельными письмами с заполненными формами ПД-4; сейчас, в основном - по электронной почте;
• перспектива создания на основе интернет-магазина тематических интернет-ресурсов.
Предлагая довольно высокий уровень сервиса поиска и оформления заказа, мы подошли ко второму вопросу технологического цикла подписки - требованиям по оказываемым услугам по доставке. Вопрос скорости доставки и стоимости отправления подписки по адресной системе сейчас не обсуждается только ленивым: высокие цены и сроки прохождения явно не соответствуют быстро развивающимся технологиям. Поэтому нами было предложено объединить две существующие у нас технологии:
* сбор заказов изданий по адресной системе по ценам доставки карточной системы;
* рассылку собранных заказов по Интернет-каталогу и, в перспективе, через сайт Объединенного каталога, производить по технологии редакционной рассылки, т.е. экспедирование и доставка изданий, распространяемых по адресной системе по схеме карточного экспедирования и доставки.
Основными причинами этого являются разница в тарифах и скорость доставки. Два примера, первый по доставке: 12 января мы получили для рассылки первый номер газеты «Моя семья», при этом контрольную подписку на январь провели через Интернет-каталог. В качестве эксперимента, сделали два посыла, один напрямую путем отправки простой бандеролью, а вторую – по системе редакционной рассылки, т.е. по карточной системе. В итоге: по карточной системе мы получили на третий день после отправки, а бандероль пришла только 28 января, т.е. спустя две недели.
По цене вопроса, в таблице 1 приведены данные по стоимости подписки адресной системы, точнее стоимости отправки простой бандероли, и стоимости доставки по карточной системе, которая включает стоимость магистральной доставки и стоимость местной доставки в различных поясах ФГУП «Почта России».
Расчеты в таблице производились исходя из тарифов, действующих на 1.03.2011, для бандероли весом 200 гр.
Простая бандероль: первые 100гр. - 25,4 руб, последующие 20гр.- 1,25 руб.
Местная доставка: первые 12,5гр. - от 1,42 руб. до 2,14 руб., - в зависимости от зоны, далее за каждые 12,5 гр.- от 0,74руб. до 1,09 руб.
Поскольку тарифные зоны, которых пять, и тарифные пояса, которых восемь, не совпадают, то цена магистральной доставки усреднена. Как показывают представленные данные, подписчик может выигрывать по квазиадресной доставке от 17,68 рублей до 7,56 рублей за один экземпляр при весе 200 грамм. Цена уменьшается в зависимости от веса и дальности региона и наибольший эффект достигается для первых трех зон.
Если взять распределение адресов подписчиков в нашем агентстве по тарифным зонам, то выглядит оно следующим образом:
66% - первая зона, 19% - вторая, 8% - третья, 6% - четвертая и 1% - пятая, т.е. на первые две приходятся основные рассылки. Средний вес отправляемого журнала составляет порядка 200 граммов, посчитать экономический эффект для издателя не трудно. Но поскольку мы ведем разговор о сервисе для подписчика, то работая по карточной схеме экспедирования, доставку издания мы произведем в несколько раз быстрее, при этом её стоимость может быть снижена на 23-56 процентов.
Хочу коротко остановиться на самой схеме редакционной доставки (см. рис. 3), хотя эта технология не нова и успешно функционирует на основе дополнительного соглашения с ФГУП «Почта России».
Отправка адресной системы по модели карточной доставки осуществляется исходя из двух направлений:
- рассылка редакционной подписки;
- рассылка почтовой подписки.
Что касается первого направления, Агентство на основе представленных издательством в определенном формате адресов клиентов (подписчиков) проводит их подсортировку по УФПС (филиалам «Почты России) и генерирует подписной купон в виде карточки СП-1. Затем на основе заполненных карточек СП-1 формируются карточки СП-5 для каждого региона и направляются в соответствующий филиал. На основе полученных карточек регионы оформляют заказ по индексу, указанному в карточке заказе. Каждый регион выставляет счет агентству за местную доставку издания до клиента (подписчика).
Начиная со второго полугодия 2010 года, мы применили данную схему и включили в Интернет-каталог несколько позиций, в основном еженедельники, т.е. организовали прием заказов по адресной подписке, при этом цена устанавливалась как доставка по карточной системе. Фактически в Интернет-каталоге мы установили подписные цены Объединенного каталога, при этом проинформировав подписчика, что издание он будет получать в почтовый ящик без конверта. Результаты подписки были не значительны, по-видимому, из-за недостаточной информированности подписчиков о получаемых преимуществах, тем не менее на первое полугодие 2011 года мы включили в данный список и газеты, как «быстро портящийся товар», доведя общее количество до 21 издания. На второе полугодие 2011 года этот список расширен до 60. По результатам подписной кампании будет рассматриваться вопрос о применении данной схемы к журналам. Хочу отметить, что данный список не может быть значительно расширен из-за большого документооборота бухгалтерской документации между нами и структурными подразделениями ФГУП «Почта России». По условиям договора за услуги местной доставки делается 100 % предоплата за полугодие, а отчетность – помесячно по факту выполненных работ, т.е. счета-фактуры и акты выполненных работ предоставляются 83 филиалами. Можно представить сколько «макулатуры» необходимо отправить друг другу, - здесь, наверное, нам вместе с ФГУП «Почта России» необходимо подумать об упрощении данной процедуры.
Тем не менее, мы предполагаем, что данный механизм будет применим для подавляющего количества изданий Объединенного каталога, особенно для ежедневных газет и еженедельных журналов, когда используя Интернет поиск клиентов значительно будет расширен, а услуга предлагаемая подписчику будет дешевле, а скорость доставки намного выше.
В период начала очередной договорной кампании предлагаю всем нашим и потенциальным издательствам (клиентам) воспользоваться действующей технологией.