В сентябре 2002 г. мы провели повторный мониторинг доставки на базе популярного еженедельника, направляемого по газетным узлам преимущественно авиатранспортом. Результат нас шокировал. (см. график № 1). Если при отправке ежемесячного журнала по журнальным трактовкам наземным транспортом процент удовлетворенных доставкой достигает 83%, то в случае с еженедельником - только 62% (см. график № 2). При этом, как будет показано ниже, сами сроки доставки в 2/3 регионов существенно сократились, хотя и остаются неудовлетворительными во многих УФПС. Разукрупнение журнальных трактовок, согласно полученных нами данных, приводит, хотя и не везде, к ускорению сроков доставки в районные центры и мало сказывается на сроках доставки в региональные центры, что и предопределило столь высокий процент неудовлетворенных доставкой еженедельников. В самом деле, как можно быть удовлетворенным доставкой еженедельника, если он приходит к подписчику максимально (взяты самые худшие сроки) через 22 дня (Ленинградская обл.), 20 дней (Иркутская обл.), 19 дней (Татарстан), 17 дней (Марий Эл), 16 дней (Краснодарский край), 15 дней (Нижегородская обл.), 14 дней (Амурская, Омская области) и т.д., а минимально (взяты самые наихудшие сроки) через 14 дней (Омская обл.), 12 дней (Сахалинская обл.), 9 дней (Амурская, Ульяновская области), 8 дней (Марий Эл, Ярославская обл.), 7 дней (Томская обл.), 5 дней (Ленинградская, Иркутская области, ХМАО, Калмыкия, Удмуртия, Камчатка и т.д.). И это сроки после прибытия с амолета/поезда в регион. А как дело будет обстоять сейчас, когда в ходе реформы почты создается 65 хабов? Насколько эффективными будут экспедиции, создаваемые, или созданные при этих хабах? До хабов, как я полагаю, смогут довезти достаточно быстро. А вот как там пойдет дело, если оно и сейчас идет "ни шатко ни валко" (см. таблицу № 1).
В таблице № 2 приведены итоги упомянутого повторного мониторинга доставки.
По результатам анализа таблицы № 2 можно выделить следующие группы регионов:
I.Издание доставляется в тот же день или на следующий день:
- ЯНАО
- Бурятия
- Волгоградская область
- Дагестан
- Кабардино-Балкария
- Рязанская область
- Чеченская Республика
II.Издание доставляется подписчику через 2 дня:
- Брянская
- Воронежская
- Кемеровская
- Оренбургская
- Читинская
Таким образом, более или менее удовлетворительные сроки доставки отмечены всего в 12 регионах.
III.Доставка изданий существенно улучшилась, но сроки ее нельзя назвать оптимальными и цели, преследовавшиеся направлением издания по газетным узлам, не были достигнуты:
- Пермская область
- Новгородская область
- Карелия
- Пензенская область
- Липецкая область
- Ростовская область
- Свердловская область
- Курганская область
- Новосибирская область
- Краснодарский край
- Башкортостан
- Красноярский край
- Приморский край
- Тюменская область
- Мурманская область
- Камчатская область
- Московская область
V.Доставка изданий ухудшилась, или в доставке не произошло позитивных изменений:
- Кировская область
- Самарская область
- Нижегородская область
- Белгородская область
- Тверская область
- Челябинская область
- Татарстан
- Ивановская область
- Хабаровский край
- Удмуртия
- ХМАО
- Иркутская область
- Ленинградская область
- Томская область
- Ярославская область
- Амурская область
- Сахалинская область
- Омская область
Обратимся к таблице № 3. Из нее видно, что кроме Тюменской, Камчатской и Мурманской областей, в остальных 13 регионах разрыв между минимальным и максимальным сроками доставки составляет от 3-х до 14-ти дней, причем "чемпионом" здесь является, как ни странно, Краснодарский край, регион достаточно богатый, с развитой инфраструктурой. Да, большинство этих регионов улучшили свои показатели по сравнению с экспедированием по журнальным трактовкам (см. таблицу № 4), однако такие регионы, как Пензенская, Курганская и Липецкая области, умудрились их ухудшить.
Вот и получается, что основной проблемой становится внутриобластное экспедирование и собственно доставка изданий подписчикам. Без ее решения на общероссийском уровне мы не сдвинем проблему с "мертвой точки".
Тем более, что в некоторых УФПС (не берусь судить о всех или, даже, о большинстве) проблемы подписки, которыми занимаются ОРП, слабо или вообще не увязаны с состоянием доставки. Производство и маркетинг в таких регионах функционируют параллельно.
Думаю, закономерен вопрос и о том, нужно ли сейчас разделение на газетные и журнальные трактовки, которое тянется, как я понимаю, еще с советских времен. Тиражи сейчас не в пример ниже, а тиражи центральных журналов вообще в 2 раза ниже, чем тиражи центральных газет.
Так может быть нам перевести все журналы на газетные трактовки?
Необходимо, чтобы все агентства обратились к проблеме внутриобластного экспедирования, перевозки и доставки, накопили бы соответствующий статистический материал, проанализировали бы его и через год к ней вернулись. В том, что эта проблема носит всеобъемлющий характер, я, лично, уверен.
Разукрупненные журнальные трактовки.
- Архангельская обл.
- Белгородская обл.
- Ингушетия
- Костромская обл.
- Красноярский край
- Магаданская обл.
- Московская обл.
- Оренбургская обл.
- Пермская обл.
- ХМАО
- Челябинская обл.