+7-495-680-99-71
public@akc.ru
+7-495-680-89-87

На главнуюНаписать намКарта сайта

Медиаиндустрия: опасности и возможности во время кризиса

15.11.2011



Сложная финансовая ситуация в стране, затронула все области экономики и не могла не сказаться на медиарынке. Интернет-библиотека СМИ Public.Ru провела аналитическое исследование состояния медиабизнеса и прогнозов его развития за период с сентября 2008 г. по февраль 2009. В исследовании учитывались экспертные мнения и статистические данные аналитиков, представителей пресс-сообщества, экономистов и финансистов высказанные на страницах российских СМИ.

Процессы оптимизации затрат, внедрения антикризисных программ для выхода с наименьшими потерями из сложной экономической ситуации проходят сейчас во всех крупных корпорациях финансового и реального сектора. Определенный набор принимаемых антикризисных мер присущ всем субъектам, и российский рынок СМИ не исключение.

Проблема кадров выходит на первый план. По разным экспертным оценкам, сокращение персонала в медиа-индустрии затронет минимум 20% - максимум 50% кадрового состава. Эти же прогнозы касаются и зарплаты – изменены системы оплат, как труда журналистов, так и других категорий сотрудников редакций. Поскольку данные меры принимаются сейчас практически во всех компаниях, мы не указываем в своем исследовании отдельные издания и медиа холдинги объявившие о кадровых сокращениях.

Помимо сокращения штатов медийные компании сообщают о прекращении финансирования новых проектов, отказываются от выпуска тематических или региональных приложений. В ближайшее время многие издания изменят периодичность выхода, чтобы оптимизировать свой бюджет. Сокращение тиражей и расходов на полиграфию, еще одна возможность экономии средств. Некоторые издания прекращают выходить в печатном виде и уходят в on-line.

Однако происходящие сегодня на медиарынке процессы большинство экспертов (около 80%) склонны оценивать как положительные и способствующие очищению рынка.

"Если бы кризиса не было, медиаиндустрии стоило бы его выдумать"

По мнению абсолютного большинства экспертов, кризис для любой отрасли, и для медиа в том числе, - это возможность очиститься. Кризис обнажил слабые маркетинговые позиции компаний. Проблемы возникли у тех ресурсов, которые существовали только за счет рекламы, а также у тех, кто допускал ошибки в части финансового планирования деятельности, у тех представителей медиарынка, которые недостаточно активно работали в течение года. Происходит отсеивание тех игроков, которые не смогли занять свою нишу, выйти на самоокупаемость и привлечь аудиторию к своим СМИ, тех, кто существовал благодаря дотациям.

Как положительное веяние, отмечается экспертами ужесточение подхода к профессиональному уровню журналистов. Прошло время и непомерно завышенных зарплат. Ни для кого не секрет, что рынок зарплат в последние годы был перегрет, переоценен, и медиаиндустрия не исключение. Зарплаты медиазвезд превосходили все разумные рамки экономики медиа. Как считают специалисты, сейчас наступило время креативных идей, продуманного менеджмента и качественного контента. Лидеры же рынка в период кризиса или улучшат свои показатели, или, как минимум, сохранят свои позиции.

Проблемы на рынке СМИ часть экспертов (порядка 24%) склонна связывать с резкими сокращениями объемов рекламы. Неудивительно - ведь предприятия сокращают бюджеты. Однако, суммируя комментарии руководителей отдельных изданий и медиахолдингов, можно с уверенностью сказать, что, по мнению абсолютного большинства обвала на рекламном рынке не будет. Компаниям всегда есть что рекламировать. Как сообщил руководитель территориальной группы «Компании развития общественных связей» («КРОС») Тарас Фомченков: «По мнению редакторов региональных СМИ на данный момент кризис серьезно не повлиял только на рынок общественно-политических СМИ, учредителями которых являются администрации областного и районного уровня. Единственное, что заметно для всех - уменьшается объем рекламы, в основном за счет рекламы строительных фирм, но пока удается заменять эти блоки другими источниками».

По мнению еще одной части экспертов (около 57%), деньги у рекламодателей есть, но сейчас, когда сложно прогнозировать течение кризиса, средства просто «придерживают на черный день». Компании перестраховываются, и ситуация скорее напоминает эффект домино. Однако, снижение объемом рекламы, хоть и несущественное отмечают все эксперты. По их мнению, пик кризиса на рекламном рынке придется на февраль-март 2009 года. То, что в результате на рынке сократиться количество изданий направленных на рекламодателя, а не на читателя, эксперты опять же называют положительным эффектом.

У тех же изданий, которые интересны потребителю, есть шансы не только сохранить тиражи, но и привлечь рекламодателей, т.к. в условиях кризиса требования к эффективности рекламных расходов многократно возрастают. Одной из наметившихся тенденций будущих нескольких лет, по мнению аналитиков, будет либо полное отсутствие долгосрочных контрактов с рекламодателями, либо контракты, в которых заложена возможность их изменения. Если обратиться к цифрам, эксперты прогнозируют, что объемы рынка рекламы, как минимум останутся на позициях 2008 года, а как максимум поднимутся на 5%.

Еще одна категория СМИ – подпадающих под ликвидацию. По данным Роспечати, лишь около половины зарегистрированных газет и журналов находятся в постоянном рыночном обороте. Региональные Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций обратили пристальной внимание на реально не выходящие издания, и начатые проверки позволяют освободиться от «мертвых душ». К примеру, в 2008 году на юге Тюменской области прекратили свою деятельность 34 СМИ. Все газеты и журналы были закрыты по одной причине - они не выходили больше года.

Еще одно мнение из уст экспертов звучит в прессе. Рынок печатной прессы приходил в упадок и без нынешнего кризиса - благодаря интернету, шагающему по стране, онлайн-газеты и журналы, в том числе и блоги, начали активно вытеснять своих бумажных собратьев, переманивая на свою сторону читателей.

На руку on-line-изданиям играет не качество предоставляемой информации, а скорость ее доставки до потребителя. On-line предоставляет информацию максимально оперативно по мере ее поступления, а не по календарю. Расходы редакции on-line изданий значительно ниже, чем у их печатных конкурентов, за счет большего использования труда «удаленных» сотрудников, а также за счет отсутствия расходов на типографию и сети продаж.

С этой точки зрения согласен партнер и генеральный директор PR-агентства «ПРОСТОР: PR & Консалтинг» Роман Масленников: «Сейчас время, когда читают то, что по-настоящему интересно и голосуют за это «хостом». Я имею в виду персональные блоги. Эта тенденция «блогов как СМИ новой эпохи» проявлялась и до «новой экономической ситуации». Сейчас на фоне закрытия печатных СМИ внимание к новостям «от первого лица» просто стало более выраженным. Выход из «кризиса СМИ» один: писать качественные новости быстро, доступно и давать немедленную обратную связь с читателями, - что и позволяют делать блоги». Хотя с данной точкой зрения можно поспорить: по данным ФАС на 2008 год интернетом охвачено всего около 25% населения страны. Высоки цены на магистральную передачу данных, отсюда и слишком высокие для регионов тарифы на интернет. Да и цены на использование абонентских линий в ряде регионов завышены. Впрочем, количество экспертов придерживающихся этой точки зрения невелико – около 4%, хотя о том, что возрастет значение интернет-СМИ говорят почти все аналитики.

Характер востребованной информации изменится

Можно выделить два направления экспертных оценок в том, что касается категорий изданий, востребованных в нынешних условиях. Одна группа экспертов (около 47%) считает, что за год (2008) аудитория большинства российских газет серьезно увеличилась и интерес российских читателей к газетам и журналам, вопреки ряду прогнозов, растет. Характерно, что аудитория увеличивается у издании с сильным брендом и проверенной репутацией. Широкая общественность начинает все чаще обращать внимание на течение экономического кризиса, а также на экономику и политику своего отечества в целом.

С подобной точкой зрения не согласна другая часть аналитиков (порядка 53%), которые полагают, что тенденция к уменьшению аудитории изданий определенно существует. Серьезные кадровые сокращения в крупных городах затронули активную часть потребителей печатной продукции. В результате читатели стали приобретат меньше газет и журналов. При этом, надо отметить, что обе категории экспертов сходятся во мнении, что уже сейчас очевидно, наиболее востребованными в условиях кризиса могут оказаться те издания, которые помимо информационной составляющей имеют аналитические материалы, которые могут помочь читателю сориентироваться в новых экономических реалиях.

На страницах СМИ прозвучало еще одно заслуживающее внимания экспертное мнение, впрочем, число тех, кто его придерживается, невелико - менее 5%. По прогнозам этой немногочисленной части экспертов на рынке начнется отток читателей из глянцевых журналов, а также падение интереса к развлекательным изданиям и программам. Механизм кризиса глянцевых СМИ, по их мнению, очевиден: если доходы россиян начнут сокращаться, то они в первую очередь откажутся от товаров не первой необходимости. В их число как раз и входят гламурные издания. Когда нет денег на дорогую одежду и косметику, то читать о них незачем. С другой стороны, рекламодатели увидят падение интереса к глянцу. Одновременно у них станет меньше денег, ведь граждане перестанут покупать их товары. В итоге глянец и рекламные СМИ окажутся без заказчиков рекламы.

Также краху подобных СМИ поспособствует тот факт, что в РФ слишком много журналов считают они. Однако, если обратиться к фактическим данным представленным в Таблице, ситуация с «глянцевыми» изданиями явно не выглядит столь трагичной.

Вот как комментирует ситуацию генеральный директор Агентства мониторинга и аналитики информации «Открытые Медиа Исследования» Дмитрий Воронцов: «Отчетливо ощущаются две тенденции. Первая - сокращение (банкротство) части изданий, как в центре, так и в регионах. Однако никаких громких имен пока не звучало. Поэтому говорить о каком-то серьезном коллапсе преждевременно. Скорее, это процесс объективной очистки рынка от переизбытка малоэффективных с точки зрения бизнеса СМИ.

Вторая тенденция - всеобщая оптимизация расходов и общие скептические настроенния по поводу перспектив рынка. Эти ощущения сейчас есть и у самых крупных игроков, например, включая ведущие информационные агентства страны, которым, казалось бы, уж точно ничего не грозит. Но и здесь пока речь идет лишь о внутренней реструктуризации. В целом, как человек, постоянно пользующийся информацией из СМИ, я бы оценил сегодняшнюю ситуацию как далекую от критической. Спрос на информацию в наше время огромен и финансовый кризис его только еще больше стимулирует. Поэтому масс-медиа обязательно выживут. Другое дело в каком виде и в каком количестве, но думаю, больше чем на 10-15% от нынешнего количества активных изданий сокращение не пойдет".

И в заключение хочется отметить еще одно экспертное мнение, часто декларируемое в прессе. Представители медиабизнеса уверены, что получат поддержку от властных структур, как на федеральном уровне, так и на региональном, а также на городском и районном в трудный период. Власть понимает, что СМИ – это стратегический бизнес. И в то же время - фактор социально-политической стабильности. Поэтому, наряду с существующими краевыми и муниципальными целевыми программами программы сотрудничества со СМИ также не подлежат секвестированию.

Источник: www.rian.ru

 


« Все новости

  • ПодпискаСЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ
  • ПодпискаЭнергетик
  • ПодпискаМУЗЕЙ
  • ПодпискаМАРАФОН СКАНВОРДОВ
  • ПодпискаКЛАССИЧЕСКАЯ КРЕПОСТЬ
  • ПодпискаТОВАРОВЕД ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
  • ПодпискаАргументы и факты
  • ПодпискаРЕКТОР ВУЗа
  • ПодпискаГЛАВА МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
  • ПодпискаЮный техник
  • ПодпискаНовый мир
  • ПодпискаСЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ
  • ПодпискаЭнергетик
  • ПодпискаМУЗЕЙ
  • ПодпискаМАРАФОН СКАНВОРДОВ
  • ПодпискаКЛАССИЧЕСКАЯ КРЕПОСТЬ
  • ПодпискаТОВАРОВЕД ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
  • ПодпискаАргументы и факты
  • ПодпискаРЕКТОР ВУЗа
  • ПодпискаГЛАВА МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
  • ПодпискаЮный техник
  • ПодпискаНовый мир
  • ПодпискаСЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ

19.05.2025Все новости

В России в 2024 году закрыли почти 3 тысячи СМИ

Уменьшение активных информационных ресурсов в Российской Федерации продолжается. По итогам прошлого года было прекращено деятельность 2970 СМИ, преимущественно из числа печатных изданий. Об этом заявил заместитель руководителя информационного агентства «Интерфакс» Юрий Погорелый на конференции, проведенной ИД «Коммерсантъ».

подробнее »

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛЫ И ГАЗЕТЫ ON-LINE1

Мы используем cookie. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Подробнее можно ознакомиться на странице политики конфиденциальности и политики обработки персональных данных.

Загрузка...
Загрузка...