Печатные СМИ: катастрофа распространения06.11.2012
Основная проблема печатных СМИ – это не новые ограничивающие законы и не сокращение объемов рекламы
Так ли безнадежна ситуация с бумажными СМИ и в чем сейчас главные проблемы традиционных СМИ, обсуждали в среду на круглом столе, организованном медиахолдингом «Эксперт» и «Парламентской газетой» при информационной поддержке журнала "Новости СМИ". Больше всего внимания участники уделили проблеме распространения.
Статистика, которую привела в самом начале круглого стола шеф-редактор «Эксперта» Татьяна Гурова, выглядела обнадеживающе: по данным TNS, с 2002 по 2012 год аудитория печатных СМИ выросла с 30 до 45 млн человек. Причем особых перекосов в возрастной структуре аудитории нет – рост был равномерным по разным возрастным группам от 16 до 54 лет (чуть меньше интереса к печатным СМИ проявили только люди в возрасте от 16 до 19 лет). Если верить статистике, время на чтение журналов тоже упало незначительно – с 8 до 7 минут в день.
«Говорить об этом поколении читателей как о потерянном – неправильно», – сделала вывод Гурова.
Хуже выглядит ситуация с системой распространения – согласно цифрам, приведенным Гуровой, по количеству точек продаж прессы на 100 тыс. жителей Россия сильно отстает от развитых стран. В России на 100 тыс. жителей приходится 33 точки продажи прессы. В США – 62,5. В Англии – 90. В Германии – 145. «То есть в каждом российском городе есть возможность увеличить количество точек в пять раз», – посчитала она.
Другая проблема отрасли, по словам Гуровой, это высокое налогообложение: с 2006 года отношение совокупных налогов (вместе с ЕСН) к выручке для издательского бизнеса выросло с 13% до 21% (для сравнения, в автопроме это соотношение составляет 14%, для черной металлургии – 11%).
Положение усугубляется тем, что рынок еще не восстановился после кризиса: в 2009 году объемы рекламы упали в среднем на 30-40%. За три года после падения рынок вырос в общем всего на 17%, а в сегменте деловой прессы – только на 6%.
Если судить по частоте упоминаний в дискуссии, больше всех участников волновала проблема киосков с прессой.
«Мы сейчас в эпицентре кампании по сносу газетных киосков, – заявил генеральный директор "Алтапресс" Юрий Пургин. – Киоски совершенно не защищены от произвола властей. За последние пять лет мы лишились 25% точек распространения в регионах. Но замечено – когда продажи прессы переходят в супермаркеты, они падают. СМИ ежедневного спроса в супермаркетах покупают меньше».
Его поддержал и генеральный директор «Апрель-логистик» Сергей Ченцов: «Наша основная задача – это сохранение киосков: они исчезают, – высказался он. – Киоски – это ведение муниципальных властей, и во многих регионах прошли кампании по их уничтожению – например, в Саратове. Из-за этого распространители прессы чувствуют себя под дамокловым мечом, не хотят инвестировать. Из-за этого отрасль не развивается».
Киоскам посвятил свое выступление и председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александр Оськин. Он начал с хорошего: «В Калининграде киоскам отдают землю в аренду на 25 лет! В Казани в киосках разрешено продавать кофе, табак – по минимальным ценам. Оборот одного киоска в месяц, таким образом, может достигать 800 тыс. рублей! Это беглый обзор позитива. Все остальное – негатив». По словам Оськина, « в стране катастрофа с распространением прессы». И то же, кстати, касается распространения книг, отмечает он: из 8 тыс. магазинов в России сейчас осталось всего 3 тыс. Количество киосков, по словам Оськина, неуклонно сокращается – на 5-10% в зависимости от региона.
«Причина в том, что у киосков прессы низкая коррупционная составляющая, – объясняет Оськин. – С них очень сложно что-то взять, поэтому они неугодны чиновникам. Надо понимать, что когда запрещают продажу табака в ларьках – это не сокращает курение, а всего лишь перераспределяет финансовые потоки из мелкой розницы в сетевой ритейл».
Но есть еще и экономическая причина – например, в Москве газетные киоски не сносят, но треть из них все равно стоят закрытыми: нет желающих работать, низкие зарплаты. «Из-за ограничений по ассортименту экономика отрасли просто не выдерживает конкуренции», – указывает Оськин. Его рецепт – «делать как в Казани: торговать хоть колбасой, чтобы обеспечить продажу печатной продукции – есть масса товаров, которые смогли помочь продавцам прессы удержаться на плаву».
Представители сети распространения тоже высказались – на круглом столе присутствовала Валентина Полуказакова, генеральный директор липецкой «Роспечати». По ее словам, в Липецке с мелкой газетной розницей все обстоит неплохо – сноса нет, ежегодно реализуется 83% продукции. Кроме этого, по своей инициативе липецкая «Роспечать» опрашивала молодежь – по результатам выяснилось, что читают периодику 82% подростков старшего школьного возраста.
По мнению Полуказаковой, газетные киоски надо поддерживать такими мерами, как перевод продажи прессы в разряд социально значимых услуг и продление сроков аренды земли под киосками с 5 до 10 лет.
Кроме жаркой дискуссии о киосках звучали и другие предложения и комментарии. Например, генеральный директор медиахолдинга «Эксперт» Валерий Фадеев заявил, что властям следовало бы запретить иметь свои СМИ: «Сейчас в каждом регионе у администрации есть свои СМИ, которые бесконечно пишут о том, как и где губернатор перерезал ленточку, – указал он. – Если же говорить про телевидение – то сейчас три госканала сжирают 95% рекламы. О каком общественном телевидении может идти речь?»
Завершило круглый стол выступление главного редактора журнала «Русский репортер» Виталия Лейбина. «Редакциям, даже враждующим, надо объединиться и защищать свои интересы в тех областях, где они совпадают, – порекомендовал он. – Например, выступая за разгосударствление. Региональные газеты окупаются сами по себе, от администрации они получают процентов 20 своего дохода, но за эти деньги вынуждены писать про ленточки. Чаще всего это имеет обратный эффект – журналисты просто пишут с дулей в кармане и при первой удобной возможности переходят "в стан врага". Свободная пресса более патриотична, чем та, которую заставляют писать про перерезанные ленточки. Второй вопрос, параллельный всем политическим противоречиям, – это, конечно, киоски. Он сейчас гораздо более важен, чем новые законы о СМИ. Сокращение сети распространения – это хуже, чем все попытки нас проконтролировать».
Рецепт улучшения состояния дел в отрасли от «Эксперта» прозвучал еще в самом начале круглого стола. Его озвучила Гурова – она предложила, во-первых, подготовить единый документ, аргументирующий необходимость снижения уровня налогообложения. Во-вторых, предложить зафиксировать обязательное количество точек продаж прессы для населенных пунктов разного уровня. В-третьих, ввести отраслевые стандарты для специализированных точек продаж прессы (рекомендации по ассортименту, площади и др.). В-четвертых, подготовить предложение по льготам для точек розничной торговли шаговой доступности, торгующих прессой.
По итогам с этими пунктами согласились и остальные участники. Если принимать во внимание рекомендации представителей липецкой «Роспечати», стоило бы добавить еще пятый пункт – «продлить аренду земли под киоски».
Анастасия Якорева
Источник: Expert Online
|