Положение на рынке печатных СМИ тяжелое, но не безнадежное01.10.2013
На проходящей в Турции XXV медиаконференции АРПП президент Ассоциации Д.В. Мартынов выступил с докладом, в котором представил детальный анализ актуальных проблем рынков печатных СМИ в России и за рубежом.
В докладе даны оценки происходящих на рынке периодики перемен, рассмотрены внедряемые в медиабизнесе новаторские решения, содержатся рекомендации по дальнейшему развитию отрасли применительно к существующим в стране реалиям. Характеризуя обстановку на российском рынке прессы, докладчик отметил падение объёмов продаж периодики, снижение прибыльности её распространения, увеличение уровня просроченной задолженности, проблемы ликвидности в текущих и долгосрочных показателях у медиакомпаний, возрастающее количество банкротств среди производителей и распространителей газет и журналов.
Однако не всё так плохо, заметил Д.В. Мартынов, имеются и положительные тенденции на рынке. В их числе – ежегодное появление новых издательских проектов, позволяющее поддерживать объёмы продаж периодики, создание в отдельных регионах современных бизнес-моделей реализации прессы, повышающих экономическую эффективность работы киосковых сетей. Весьма показательна позиция некоторых властных структур, которые демонстрируют понимание проблем отрасли. Речь, в частности, идёт о принятых Минкомсвязи «Рекомендациях по поддержке и развитию системы розничного распространения периодических печатных изданий и иной печатной продукции в субъектах Российской Федерации». Конкретные меры по оказанию содействия в развитии и совершенствовании столичной системы распространения печатной продукции осуществляют власти Москвы.
Вместе с тем, рынок печатных СМИ России не первый год демонстрирует отрицательную динамику, как в количественных, так и в стоимостных показателях. Рентабельность распространения печатных СМИ по всем категориям форматов неуклонно снижается. Выручка от продаж прессы на одну торговую точку падает из-за сокращения покупательского спроса, а затраты увеличиваются в результате роста арендных ставок, цен на горюче-смазочные материалы и т.д. В случае же закрытия нерентабельных торговых точек рынок сразу потеряет до 20% существующих продаж. При этом важно иметь в виду, что нерентабельные торговые точки прессы имеются во всех странах Европы, но здесь издатели компенсируют потери распространителям прессы в соответствии с действующей системой агентских договоров.
О сложной ситуации на российском рынке свидетельствуют участившиеся за последние два года случаи банкротств. В 2012 году обанкротились 9 предприятий, распространяющих периодику. В том числе – «Пресса для Вас» (Казань), «Союзпечать» в Хабаровске, ЗАО «Печать» в Тольятти, ЗАО «СитиПрессСервис» и другие. В текущем году в предбанкротном состоянии находятся ещё 16 предприятий.
С московского рынка из-за убытков ушла одна из самых крупных розничных сетей – сеть «ДМ-Дистрибьюшен». Перестали функционировать торговые точки в метро компании «Наша пресса», для которой стали неподъёмными чрезмерно высокие арендные ставки. Финансовые проблемы вскрылись у торговой сети «Макспресс». Оптовая компания «Квадро компани», поставляющая прессу в сеть «Макспресс», признана банкротом.
В различных регионах России по-разному решается задача обеспеченности населения киосками/павильонами прессы. Лидирует по этому показателю, а следовательно, и по доступности печатных СМИ Челябинск, на территории которого работает более 700 киосков прессы. Таким образом, 1 киоск в Челябинске приходится на 1430 жителей. Кроме киосков здесь функционируют и вспомогательные модели распространения прессы.
Высокий уровень обеспеченности отмечен также во Владивостоке, Воронеже, Екатеринбурге, Ижевске, Иркутске, Краснодаре, Красноярске, Орле, Сочи. В этих городах 1 киоск обслуживает 2000-2200 жителей.
В других регионах судьба основного канала розничного распространения газет и журналов, т.е. судьба киосков/павильонов прессы, выглядит не столь оптимистично. По-прежнему во многих российских городах остаётся актуальной проблема сокращения их численности в значительной степени по необоснованным требованиям местных властей. Только за последние два года на территории России было ликвидировано более 2000 киосков, торгующих печатными изданиями.
Лидирует по этому показателю Саратов, в котором снесён каждый 4-й киоск прессы. Данная операция сопровождалась массой нарушений. Киоски зачастую вывозили ночью, без решения суда и присутствия приставов, подчас вместе с находящимся внутри товаром. При этом игнорировался тот факт, что договоры аренды на землю под некоторыми из снесённых точек были заключены с муниципалитетом на период до 2023 года.
Каждый четвёртый киоск снесён и в Тольятти. Основание сноса: торговые точки находились на территории магистральных улиц и дорог. А градостроительным регламентом размещение каких-либо объектов розничной торговли в этих местах не предусмотрено. Видимо чиновники считают, что население Автограда должно приобретать прессу только в неприметных местах, удалённых от центра города.
Одной из специфических особенностей российской действительности является то, что состояние отечественного рынка СМИ во многом зависит от административных барьеров, которые особенно сильно в отрицательном плане влияют на систему розничного распространения. Административное «регулирование» выражается в ограничении ассортимента сопутствующих товаров, запредельном повышении арендной платы за земельные участки и тарифов на энергоносители, в трудноисполнимых требованиях по обновлению дизайна торговых объектов. Кроме того, лишают смысла осуществлять инвестиции на перспективу бесконечные пересмотры схем дислокации нестационарных торговых объектов, ведущие к сокращению числа отводимых под киоски прессы участков, короткие сроки предоставления в аренду земельных участков и т.д.
По словам Д.В. Мартынова, сокращение количества розничных точек продаж прессы – это общемировая тенденция. В Европе максимальное их сокращение отмечено во Франции (-8%), Испании (-6%) и Италии (-6%). В свою очередь, российский рынок за последние 5 лет потерял 14% точек продаж.
Во многих европейских странах законодательно закреплены меры, направленные на предоставление различных видов финансовой государственной помощи и косвенной поддержки иными, не инвестиционными, способами индустрии национальных печатных СМИ. Это и льготные почтовые тарифы на доставку подписных изданий, и субсидирование системы доставки тиражей (курьерская и ж/д доставка), и льготный/нулевой НДС, и льготное кредитование распространителей прессы, и т.д.
Помимо господдержки за рубежом используются и другие методы решения экономических проблем точек распространения периодической печати. Докладчик на конкретных примерах рассказал о способах повышения рентабельности продаж газет и журналов, применяемых в различных европейских странах (расширение ассортимента, предоставление дополнительных услуг, в том числе через Интернет, организация в киосках подписки, продажа проездных и лотерейных билетов, предоставление рекламных площадей на фасаде киосков и т.д.).
Определённые шаги в целях модернизации медиаотрасли предпринимаются и в России. В качестве таковых докладчик прокомментировал 4 блока рекомендаций, изложенных в упомянутом ранее июльском приказе Минкомсвязи о поддержке системы розничного распространения печатной продукции, назвал особенности нового мультимедийного торгового объекта по продаже прессы, разработанного с участием Департамента СМИ и рекламы города Москвы.
В заключении Д.В. Мартынов озвучил рекомендации АРПП, которые представляется целесообразным осуществить в целях дальнейшего развития медиабизнеса: - продолжить развитие всех каналов дистрибуции печатных СМИ; - добиваться сокращения затрат по всей цепи дистрибуции прессы; - внедрять меры по оптимизации технологических (включая логистические) процессов; - добиваться существенного повышения эффективности продаж; - применить на практике «Рекомендации», содержащиеся в приказе Минкомсвязи; - осуществить разработку и реализацию механизмов поддержки отрасли со стороны федеральных и региональных властей; - применить на практике пакетные продажи рекламных площадей на бумажных и цифровых носителях; - добиваться использования сити-формата на торговых точках прессы; - осуществить переход к продажецентричной модели издательского бизнеса печатных и электронных версий изданий; - увеличить трейдмаркетинговую активность продаж печатных СМИ; - использовать возможности Интернета для популяризации и увеличения продаж бумажных и онлайн версий изданий; - активно использовать новые технологии (QR-код, NFC метки и т.д.) для увеличения ценности бумажного контента; - внедрить оптимизацию бизнес-процессов издателей и распространителей с помощью цифровых технологий; - проработать возможность внедрения в России агентских отношений между издателями и распространителями прессы с введением фиксированной цены на обложке и системой четких платежей.
Доклад Мартынова Д.В. вызвал оживленную дискуссию на конференции и в ее кулуарах. Комплекс мер по спасению рынка печатных СМИ России, предложенный президентом АРПП, нашел своё продолжение в докладах и выступлениях участников конференции.
Источник: АРПП
|