Сергей Ситников, Роскомнадзор: Мое мнение - почтовую доставку надо лицензировать14.11.2011
25 января 2011 года в Общественной палате Российской Федерации в рамках проекта «Пресса в условиях преодоления последствий финансового кризиса» состоялся семинар «Траектория успеха: курс на разгосудаствление СМИ». Семинар был организован Альянсом руководителей региональных СМИ (АРС-ПРЕСС) при поддержке Комиссии Общественной палаты по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ.
Провела семинар исполнительный директор АРС-ПРЕСС Софья Дубинская. В работе семинара приняли участие представители редакций из Сибирского, Дальневосточного, Южного, Центрального, Северо-Западного Федеральных округов. А одним из основных спикеров семинара стал руководитель Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Сергей Ситников. Немного статистики Согласно представленным на мероприятии данным, общее количество зарегистрированных средств массовой информации РФ на 2008 год составило - 101 787, 2009 год - 92 667, 2010 год - 90 527. Наблюдающееся снижение связанно с тем, что Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в последние два года начала активно разбираться с так называемыми «мертвыми душами», то есть со СМИ, которые были зарегистрированы, но так и не приступили к своей деятельности в течение одного года. Только за 2010 год таких средств массовой информации было «закрыто» 5 000. Часть по заявлению учредителей, часть по суду, когда учредителей найти было невозможно. Число зарегистрированных печатных СМИ на 2008 год составляет - 7 106, 2009 год - 6 398, 2010 год - 6 399. Другие средства массовой информации составляют на 2008 год - 2 461, на 2010 год - 3 210. Кроме того, в значительной степени наблюдается рост количества зарегистрированных информационных агентств. Если в 2008 году их было только 109, то в 2010 году - 187. «Что касается регистрационной деятельности по частным СМИ, здесь все достаточно просто у нас работает заявительная система, которая не требует никаких сложных процедур, - сказал руководитель Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Сергей Ситников. - Доходит до того, что, например, некоторые «деятели» дарят своим друзьям бланк регистрации СМИ. Самого СМИ нет, но есть бланк, вот оно есть. Заплатил три тысячи рублей и подарил регистрационное удостоверение, скажем, своему другу на день рождение». Надо сказать, что с 2007 года регистрация региональных средств массовой информации стала возможна в каждом субъекте, что в значительной степени упростило жизнь редакций. «Приведу простой пример. Так костромичанам, чтобы зарегистрировать средство массовой информации, нужно было ехать за 500 километров в Тверь. А сейчас это делается в течение трех суток, что называется прямо на месте. Поэтому все, что касается регистрации печатных СМИ, выглядит достаточно просто и свободно. Что, конечно, не скажешь относительно их деятельности», - продолжил Ситников. Проблем стало меньше. Что радует Переходя к проблемам, связанным с нарушением законодательства в СМИ, руководитель Роскомнадзора отметил, что здесь в целом наблюдается позитивная тенденция. Идет незначительное сокращение количества выявленных нарушений и количества мер, принятых в отношении средств массовой информации. В 2009 году было вынесено 67 письменных предупреждений, из них по признакам экстремизма 33. В 2010 году было вынесено 53 предупреждения. Из них за использование экстремистcкой деятельности 28; за пропаганду порнографии - 6; за пропаганду наркотиков - 5; за разглашение сведений, прямо указывающих на личность несовершеннолетнего без согласия самого несовершеннолетнего или родителей и опекуна - 5; за распространение сведений охраняемых законом и представляющих государственную тайну - 7; за пропаганду культа насилия и жестокости - 2. Далее Ситников остановился на анализе и проблематике в области СМИ: «Что же мы реально наблюдаем сегодня. Все что связано с нарушением законодательства включает несколько позиций. Первая ясна - это партийная пресса. Та самая, которая обслуживает интересы партий, общественных организаций. Контент этих изданий ярко выражен и ориентирован на те или иные цели. Один из примеров - издание «К барьеру», тяжбы с которым идут вот уже почти семь лет. Главный редактор издания в ходе ведения уголовного дела был освобожден от занимаемой должности. Это издание обеспечивало некий идеологический интерес группы лиц, которая проповедовала нацизм, крайнюю форму национализма. Коллектив редакции не ставил перед собой никаких финансовых целей. Единственной целью издания было максимально информировать аудиторию о своих политических взглядах. Вторая группа изданий, которые попадают в зону нашего внимания, это издания, в силу своей редакционной политики, ориентированные на зарабатывание через подачу «желтых материалов». Но любой специалист поймет на кого и против кого работает такое издание. Проблемы начинаются тогда, когда редакция выдает «черный пиар» и перешагивает грань дозволенного и разумного. Третий вариант «эксцесс ответственного секретаря в пятницу». Это когда в конце рабочей недели все сотрудники, включая главного редактора, устремляются домой, оставляя дежурную группу из молодых сотрудников и ответственного секретаря, который никогда не влезал в контент. Вот тогда и начинаются забавные истории. Например, издание поздравляет ветеранов с Днем Победы. Сотрудники редакции просят ответственного секретаря, чтобы он придумал нормальное оформление. Тот кидается в «Яндекс», который на первой странице выдает нацистские фуражки. Ответственный секретарь, не вникая что это, ставит их вместе с поздравлениями, обращенными к ветеранам Великой Отечественной войны. «Есть на сегодняшний день и ряд спорных моментов, которые связаны с законом, с владением языка и лексики. Такие спорные моменты у нас встречаются если не каждый месяц, то через месяц точно. Последний - история с журналом «Коммерсант. Власть». Прекрасный корреспондент, который из различных источников собирал информацию, касающуюся военной стратегии России, обобщил ее и сделал публикацию. Забыв о том, что разбросанная информация была не засекреченная, а как только он ее обобщил, стала засекреченной, продолжил Сергей Ситников. - Надо сказать, что подобные проблемы в настоящее время у нас возникли и с газетами «Новая газета» и с редакцией газеты «Ведомости». Им уже было вынесено предупреждение». СМИ в подарок Говоря о вопросах, которые в последнее время очень беспокоят Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, ее руководитель отметил несколько наиболее наболевших. Один из них - это вопрос, касающийся блогов и сайтов, зарегистрированных как средство массовой информации. «В последнее время достаточно часто стали появляться реплики о том, что журналистика начинает терять черты некой клановости, профессионального подхода. А с использованием мультимедийной среды любой человек может предстать в роли журналиста. Тогда возникает ситуация, когда читатель не знает, кому верить - блогеру «Васе» или изданию?», - делится своими мыслями Сергей Ситников. Говоря о втором вопросе, Ситников обратив внимание присутствующих на то, что многие учредители «достаточно вольно» относятся к своим электронным средствам массовой информации. Зарегистрировав его, они удаляются и не особо вникают, что же пишут на сайт читатели. За последний год Роскомнадзор направлял 45 обращений в такие СМИ с требованием убрать или отмодерировать те или иные высказывания читателей сайтов. А комментарии, по словам спикера, иногда выходят за грани приличия, представляя собой или «махровый шовинизм», или «привольное изложение своих мыслей с использованием нецензурной лексики». «Это тот момент, который нас крайне беспокоит. Знаете, ребенка-то родили, но за ребенком никто не смотрит», - добавил Ситников. Опасная профессия Не менее важный вопрос, на котором остановился руководитель Роскомнадзора - поступающие угрозы в адрес журналистов и защита редакций. Два года назад Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций подписала соглашение с Союзом журналистов России, в котором Роскомнадзор взял на себя обеспечение информирования прокуратуры центрального аппарата МВД и ФСБ по подобным случаям. К сожалению, эта практика так и не работает. Количество журналистов, получивших увечья, только растет. К сожалению, у Роскомнадзора в настоящее время нет прямых средств воздействия на чиновников, владельцев и учредителей изданий, а также тех лиц, которые представляют угрозу для журналистов. Но есть прямая обязанность службы информировать те органы, которые обязаны обеспечить безопасность человека. Причем Роскомнадзор это делает на уровне центральных аппаратов, чтобы бы о ситуации были проинформированы и генеральный прокурор и министр внутренних дел, и другие чиновники. «Почта России»: секрет богатства в лицензии Особый интерес у собравшихся представителей региональных СМИ вызвал вопрос, касающийся работы главного почтового ведомства страны ФГУП «Почта России». Вопросы на Сергея Ситникова просто посыпались. Один из них задал генеральный директор газеты «Калининградская правда» Игорь Никонов: «Хочу напомнить, что среди поднадзорных органов есть такой замечательный «друг» как ФГУП «Почта России». И любой из моих коллег, имеющий подписной тираж, подпишется под моими словами -помогите, научите нас, как заставить почту выполнять законы, в том числе судебные решения! За последние полтора года ряд газет выиграли суды у «Почты России» по поводу выделения элементов из комплексной услуги связи по доставки газет. Например, газета «Саратовские ведомости» выиграла суд по экспедированию, где «Почта России» повадилась из общей суммы выделять услуги связи; и газета «Калининградская правда», когда данные действия «Почты России» судом были признаны незаконными. Сейчас суды идут и у других моих коллег». От такого заявления Игоря Никонова зал просто взорвался. Оно и понятно, многих присутствующих главных редакторов региональных газет данных вопрос не просто волнует. Дав аудитории немного поутихнуть, Сергей Ситников продолжил отвечать на вопросы собравшихся: «Уж так сложилось, что не «Почта России» отвечает за несвоевременную доставку издания, а редакция. Поэтому в суде надо добиваться не только денежной компенсации, но и компенсации косвенной. Это первое. Второе, находить управу на «Почту России» трудно, но надо. По одной простой причине. Это предприятие на сегодняшний день тяжелое, с дурной наследственностью. Проблема «Почты России» заключается в том, что у нас почтовая доставка не является лицензионной деятельностью. В этой связи у «Почты России» появилась масса конкурентов, которые снимают хороший финансовый куш, а за ней остается железное требование государства доставить газету, скажем, в небольшой населенный поселок Ямала, куда самолеты летают один раз в три недели. Проблема эта носит в большей степени финансово-политический аспект. Мое мнение - почтовую доставку надо лицензировать. Если эту ситуацию поменять, то «Почта России» станет богатой организацией, которая сможет платить своим сотрудникам нормальную заработную плату». Также руководитель Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций попросил всех тех, у кого возникли проблемы с «Почтой России», обобщить документы и представить их в Роскомнадзор. «Когда возникают ситуации с доставкой газет, надо незамедлительно подавать жалобу в территориальные органы власти» указал он. Источник: PlanetaSMI.RU
|