Спасти российский рынок печатных СМИ можно, если осуществить реформу по европейской модели01.10.2013
В рамках ХХV международной медиаконференции АРПП, проходящей в Турции, прошел круглый стол по теме «Спасти российский рынок печатных СМИ можно, если осуществить реформу по европейской модели». Круглый стол вели Листевник А.Я., управляющий субхолдингом «Дистрибуция» НП Дистрибуторов Прессы, и Гаврилов С.Д., генеральный директор ООО «АРПИ «Сибирь», член правления АРПП. В нем приняли участие представители издательского и распространительского бизнеса.
Круглый стол открыл А.Я. Листевник краткой презентацией о немецкой системе дистрибуции прессы. В Германии на одной административной единице работает 1 оптовик. Каждый оптовик должен отгружать все издания и гарантировать цены издателя. Маржа оптовика фиксирована. Основной тенденцией оптового рынка дистрибуции прессы в Германии является консолидация среди оптовиков. Десять лет назад их было 90, то по итогам 2013 года число их снизилось до 65. Обслуживание небольших территорий становится экономически невыгодным. Как и все европейские рынки, рынок прессы Германии сокращается (на 5,7% в 2012 году). За счет слияния оптовиков на падающем рынке происходит увеличение среднего оборота одного оптовика, что делает работу предприятий вновь прибыльной.
С.Гаврилов обратился к участникам круглого стола с вопросом о возможности перехода российской системы дистрибуции на европейскую модель, отметив, что ее ценность - это контракты с издателем на обслуживание определенных территорий, фиксированная маржа оптовика и розничного продавца.
А.Федотов, генеральный директор ООО «Столичная пресса», комментируя европейскую модель дистрибуции прессы, заметил, что экономика европейских стран и российская экономика – это две разные вещи. Покупательная способность европейцев значительно выше. Кроме того, пресса – это интеллектуальный продукт, более образованные слои населения больше ее покупают. Поэтому на разных территориях должны быть разные условиях их обслуживания оптовиком. Российская пресса стоит на 30-40% дороже, чем в Европе, в пересчете на доход жителей этих стран.
Продолжая дискуссию о возможности применения европейской модели, С. Кондрашов, директор ООО «Информбюро» (г.Тверь), вспомнил о том, что такую модель лет пять назад представляла «Роспечать», в ней на рынке должны были остаться два крупных оптовых игрока. Российский рынок пока не готов к такой консолидации.
А.Оськин призвал изменить направление дискуссии и предложил обсудить возможность применения в России агентских договоров вместо договоров купли-продажи. Он обратился к аудитории с вопросом: «Готов ли российский издатель перейти на агентский договор? Готов ли издатель взять на себя все издержки распространителя, гарантировать оптовику минимальную рентабельность? Если не готов, то российский рынок будет жить по-старому». По мнению Г. Баринова, генерального директора ЗАО «АРИА-АиФ», нужно определить: российский рынок прессы – это издательский рынок или рынок распространителя. Он обратился к издателям с вопросом: когда терпит банкротство распространитель в России, его объемы распределяются между другими оптовиками или сокращаются? Например, насколько упали обороты по прессе в Казани после банкротства одного из значимых игроков?
К сожалению, прямого ответа о потерях не смог дать ни один издатель. Однако, Р. Дорошенко, генеральный директор ООО «Бурда Дистрибьюшен Сервисиз», сказал, что банкротств на издательском рынке не меньше. Это проблемы не российских дистрибуторов рынка, а глобальные проблемы падающего рынка российской прессы. При этом он отметил, что в Германии оптовики объединяются до банкротства, например, чтоб сократить свои издержки и поставить общую логистическую линию TWI, сократить бухгалтерские расходы и т.д. В России консолидация рынка возможна только после банкротства компаний. Между российскими оптовиками нет доверия.
В ходе дискуссии С.Гаврилов привел примеры структурирования российских рынков дистрибуции табака и пива. За 3-4 года производителям табака удалось отстроить территориальную структуру дистрибуции в России. Сначала было много оптовиков, однако были и жесткие условия дистрибуции. В первый год с рынка ушло около 200 компаний, нарушивших территориальный принцип договора, потом еще 100. Остались оптовики, которые работали строго по правилам, появилось доверие среди игроков на рынке.
По мнению А.Я. Листевника, определять структуру рынка дистрибуции должен издатель. Но сегодня на российском рынке более 1000 издателей, решающую роль играют 5-6 издателей, которые покрывают 50-60% рынка. Несомненно, издатели очень сильно конкурируют между собой, им трудно найти совместное решение. Один из вариантов решения – оптовики должны объединиться и прийти к издателю со схемой поставок товара в регионы.
Нежизнеспособность такого подхода увидел С.Гаврилов, так как местные региональные игроки могут достигнуть согласия, объединить логистику, что позволит им сократить свои затраты по доставке тиражей вдвое. При этом региональный рынок останется не защищенным от выхода федерального игрока на рынок. Именно это должен гарантировать издатель.
Кудий Г.Н., зам. начальника Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии ФАПМК, предложил свою помощь: «Если издатели готовы собраться и выработать определенные решения о переходе на новую систему дистрибуции, то мы готовы законодательно поддержать такую инициативу».
Высказывалось мнение о том, что рынок сам прейдет к равновесию, конечно, с определенными потерями. Произойдет объединение издателей, оптовиков. По мнению Г.Баринова, мы сейчас наблюдаем зримые перспективы этого процесса, в течение ближайших 5 лет он будет усиливаться.
Не согласились с таким мнением многие из участников круглого стола. В частности, Г.Кудий, сказал, что если на рынке происходят регулируемые процессы, то возможно будет избежать сильных потерь в объеме рынка. Аналогичную точку зрения высказал и С.Гаврилов: «Есть падение рынка управляемое, есть не управляемое. Мы знаем, что европейская модель спасает рынок, однако, мы пока не знаем, как к ней перейти». В подобном ключе высказал свое мнение и А.Я.Листевник: «Российская система дистрибуции прессы существует и функционирует, но она хуже работает экономически. В долгосрочной перспективе мы не видим ее будущего, поэтому европейская модель привлекательна. В ней оптовик всегда может рассчитывать на 15% своей маржи, он всегда может рассчитать доход, который получит в среднесрочной перспективе на падающем рынке. Раньше вопрос рентабельности распространителя на российском рынке решался повышением наценки. Сейчас этот ресурс практически исчерпан».
А.Я. Листевник поднял также вопрос об отношениях издателя и оптовика, о необходимости иметь определенные правила работы на рынке распространения. Они смогли бы определить перспективность инвестиций в киоски, в распространение в целом. Тему правил работы на рынке продолжил А.Оськин, отметив, что правила работы на российском рынке сегодня регулируются Гражданским кодексом. В России свобода торговли, тотальная конкуренция, в Европе такого нет. Кроме того, он привел доказательства того, что если есть общие интересы на рынке, то издатели умеют договариваться.
Подводя итоги, А.В. Оськин отметил, что либо рынок сам достигнет равновесия и структурируется с глобальными потерями игроков и объема рынка, либо мы с Вами договоримся и сделаем плавный спуск к новой системе дистрибуции. Был предложен вариант решение вопроса путем создания на рынке саморегулируемой организации.
В любом случае, подчеркнул Оськин, внедрение агентских отношения на рынке печатных СМИ России, это привлекательный путь спасения отрасли. Однако, достижение этой цели пока не получается из-за острых конкурентных отношений между игроками рынка – как между издателями, так и между дистрибуторами прессы.
Источник: АРПП
|