В этом году подписные тарифы могут повыситься на 15%22.01.2013 На состоявшемся 15 января в Министерстве связи тематическом круглом столе, посвященном вопросам совершенствования института подписки, ФГУП «Почта России» предложило поднять на следующее подписное полугодие тарифы на 10-15%. Издательское сообщество с предложенным вариантом согласилось.
Подписка долгие годы является одним из наиболее болезненных вопросов для российских издателей. В первую очередь это связано с невысоким уровнем сервиса и качества доставки со стороны главного почтового ведомства страны — «Почты России».
«Проблемы (подписки — прим. ред.) в значительной степени упираются в почту, а проблемы почты — в деньги», — заявил, открывая заседание, заместитель министра связи Алексей Волин.
«Если бы “Почте России” дали миллиардов пятнадцать, я думаю, она бы все проблемы решила. Но пятнадцати миллиардов ей никто не даст», — сказал как отрезал Волин, предоставив слово для выступления заместителю гендиректора ФГУП «Почта России» Игорю Мандрыкину.
Игорь Анатольевич, представив несколько цифр, характеризующих состояние рынка подписки на газеты и журналы, сразу же подчеркнул — для «Почты России» значимость работы с периодикой колоссальна. Причина в том, что объемы печатной продукции, с которыми имеет дело почта, оказывается, даже выше, чем объемы привычной для почтовиков письменной корреспонденции. В первом случае цифра составляет около 2 млрд экз. в год; во втором — примерно 1,5 млрд за тот же период. «Печатных изданий мы доставляем даже больше чем писем!», — указал Мандрыкин.
Окончив повествовательно-ознакомительную часть выступления, докладчик перешел к проблемам. А она для почты, в части организации подписки, как известно, одна — услуга убыточна уже на протяжении многих лет.
С 2008 года, благодаря совместным усилиям издательского сообщества, «Почта России» ежегодно получает субсидии на доставку периодических печатных изданий по подписке. Начиная с этого периода, цены на доставку подписных изданий остаются неизменными. По задумке, выделяемые государством из бюджета средства должны были полностью покрывать «подписные убытки» почты. И в 2008 году так и было. Однако с течением времени размер субсидии не увеличивался, тогда как расходная часть, естественно, росла.
«Сегодня только половина убытков гасится субсидиями из бюджета. А для почты это тяжело», — вздохнул Мандрыкин. — «Мы старались не поднимать данную тему до начала 2013 года, ведь бюджет не резиновый. Стиснув зубы, терпели убытки и считали, что их можно будет перекрывать за счет доходов от других направлений. Но в 2012 году правительством было принято решение об окончании информирования пенсионеров посредством “писем счастья”. В итоге в 2013 году почта не дополучит 2,5 млрд руб. И мы не знаем как компенсировать эти деньги».
В условиях недостаточного субсидирования со стороны государства и снижения доходной базы для перекрестного субсидирования убытков от оказания услуг по подписке, «Почта России», в лице Игоря Мандрыкина, предположила три сценария подписной компании на второе полугодие 2013 года.
Первый: вновь убедить правительство в необходимости поддержки института подписки в стране. «Если издательское сообщество сможет убедить государство компенсировать почте все убытки…», — предложил сидящим напротив издателям Мандрыкин, — «… то тогда можно будет сохранить текущий тариф, ничего не меняя. Но для этого надо найти в бюджете дополнительные 3,6 млрд. руб…».
«Нереально!», — уверенным тоном перебил его замминистра Волин.
«Нереально…», — повторил в ответ Мандрыкин. — «Мы тоже это понимаем, поэтому в качестве еще одного варианта предлагаем поднять тарифы на доставку до рыночного уровня для всех изданий, кроме тех, которые будут внесены в утвержденный правительством перечень датируемых…»
Эту инициативу тут же забраковали сами издатели: издательская деятельность осуществляется в России в рыночных условиях, поэтому правила игры должны быть для всех одинаковы.
Третий предложенный почтой вариант, как наиболее оптимальный в сложившихся условиях, одобрили все участники заседания — и издатели, и распространители. Этот сценарий предусматривает сохранение текущего уровня субсидирования из федерального бюджета в размере 3,318 млрд руб. и повышение тарифа на услугу по приему заказов и доставку периодических печатных издания на 10-15%.
По итогам заседания было принято решение о создании рабочей группы с целью детальной проработки всех вопросов, связанных с организацией подписки на периодическую печать на второе полугодие 2013 года.
*** Начиная с 2008 года, подписной рынок России демонстрирует падение объемов разовых подписных тиражей — в среднем на 1,5% в год. Падение по доставленным экземплярам за последние четыре года — около 4% в год. Падение объемов подписных сумм по итогам 2012 года по сравнению с 2011 годом составило 0,2% — до уровня 13,7 млн. руб.
Ежегодно «Почта России» через розничные и подписные каналы распространяет порядка 2 млрд экз. (из них 1,4 млрд экз. приходится на подписку).
Источник: Евгения Трушина, http://www.planetasmi.ru
|