К вопросу о понимании нравственного поступка как деятельного противления в моральной философии народничества: полемика П. Л. Лаврова и Л. Н. Толстого.К вопросу о понимании нравственного поступка как деятельного противления в моральной философии народничества: полемика П. Л. Лаврова и Л. Н. Толстого. В своих произведениях П. Л. Лавров известный русский философ, идеологический вдохновитель революционного народничества, рассматривая проблему нравственного долга, большое значение придавал тому, каким образом, такой нравственный долг будет выполнен. Философ не раз подчёркивал, что только активное действие каждой личности, как практическое, так и мыслительное может способствовать всеобщему торжеству нравственности. Поэтому необходимо рассмотреть понимание Лавровым нравственного поступка, как основного средства действия личности, направленного на нравственное созидание. Кроме того, человек с развитым сознанием своими нравственными поступками способен противостоять злому началу, которое делает людей врагами. Целью данной статьи будет являться характеристика нравственного поступка в контексте антропологической этики П. Л. Лаврова. Рассуждая о значимости поступков развитой личности, П. Л. Лавров считает, что злу надо противопоставить готовность личности бороться с его проявлениями в меру сил, выступая тем самым, оппонентом Л. Н. Толстого и его идее непротивления злу силой. Этот аспект вызывает большой интерес, так как, и П. Л. Лавров, и Л. Н. Толстой принадлежали к народническому движению, они ясно осознавали современное им общество как безнравственное, тем не менее, взгляды на пути достижения народного счастья у них различны именно в средствах достижения поставленных целей. |