Психофизиологические особенности поведенческого реагирования школьников-северян в свободной, вероятностной и детерминированной средахПсихофизиологические особенности поведенческого реагирования школьников-северян в свободной, вероятностной и детерминированной средах В статье представлены результаты исследования психофизиологических особенностей поведенческого реагирования у школьников-северян различных возрастных групп в свободной, вероятностной и детерминированной средах. Для изучения структуры интеллекта применялись тест Равена, тест «4-й лишний», групповой интеллектуальный тест, тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Диагностика проявлений лабильности нервной системы в мыслительно-речевой деятельности учащихся 17–18 лет проводилась с использованием психофизиологической методики «Исполнение инструкций». Для объективной оценки поведенческого реагирования школьников в различных условиях среды использовался компьютерный комплекс для психофизиологических исследований «Психомат». Выявлены взаимосвязи вербального и невербального интеллекта школьников-северян с параметрами принятия решения. На основе изучения структуры этих взаимосвязей были разработаны корреляционные модели, отражающие возрастные и половые особенности формирования поведенческого реагирования в свободной, вероятностной и детерминированной средах. У детей 7–8 лет ведущей является невербальная составляющая интеллекта, компоненты структуры интеллекта в основном связаны с параметрами вероятностного и управляемого выбора. В этом возрасте у мальчиков компоненты структуры интеллекта в основном были связаны с параметрами вероятностного выбора, а у девочек – с параметрами управляемого выбора. У школьников 17–18 лет скоростные возможности мыслительно-речевой деятельности связаны с параметрами принятия решения в среде без детерминации, причем у юношей только в вероятностной среде, а у девушек – в вероятностной и свободной. На протяжении изученного возрастного периода наименьшее количество взаимосвязей компонентов структуры интеллекта с параметрами принятия решения выявлено в условиях стохастической среды. Небольшое количество взаимосвязей компонентов структуры интеллекта с поведенческим реагированием в условиях стохастической среды и гораздо большее их число в детерминированной среде свидетельствуют о формировании навыка мыслить преимущественно в условиях ограничения выбора. Корреляционные взаимосвязи параметров структуры интеллекта и поведенческого реагирования школьников 7–18 лет отражают психофизиологические особенности формирования поведенческого реагирования в различных условиях среды. Итого: 90.00руб. Купить Вы можете купить электронную версию издания «Психофизиологические особенности поведенческого реагирования школьников-северян в свободной, вероятностной и детерминированной средах». После оплаты (для архивов) оно будет доступно в Личном Кабинете в разделе «Электронные издания». В случае оформления подписки, издание будет доступно по мере поступления от издателя. Формат PDF/HTML. Стоимость — от 90.00 руб. |