Применение золополимерных смесей в строительстве лесовозных дорог = Application of Ash-Polymer Mixtures in the Construction of Forest RoadsПрименение золополимерных смесей в строительстве лесовозных дорог = Application of Ash-Polymer Mixtures in the Construction of Forest Roads Строительство лесных дорог является одним из приоритетных вопросов лесного комплекса. Недостаточно развитая лесная дорожная сеть не позволяет использовать лесные
ресурсы, находящиеся на значительном расстоянии от дорог общего пользования, так
как рентабельность лесозаготовки многократно снижается. Расширение инфраструктуры лесных дорог позволит повысить мобильность, а также рентабельность добычи ресурса. Основной причиной запущенного состояния лесной дорожной инфраструктуры
является высокая стоимость строительства лесных дорог, которая обусловлена высокой
стоимостью дорожно-строительных материалов, а также большими расстояниями их
транспортировки. Один из актуальных способов снижения стоимости дорожно-строительных материалов – это использование отходов промышленности. С целью решения
данной задачи было проведено исследование для получения слоя дорожной одежды с
высокими физико-механическими показателями и сравнительно низкой стоимостью из
отходов промышленности. В качестве вяжущего в смеси используется бытовой полиэтилен высокого давления, а заполнителя – зола от сжигания осадка сточных вод. За
счет применения пластика в смеси образуется коагуляционно-конденсационная структура, при этом материал характеризуется высокой прочностью и морозостойкостью.
Данное исследование обладает научной новизной, так как вопросы адгезии полиэтилена с различными заполнителями мало изучены. За основу смеси были взяты вторично-переработанные полимеры (дробленый полиэтилен, фракция 1,5–2,5 мм) в качестве
структурообразующего компонента. Также существовала необходимость добавления
материала-заполнителя, его роль сыграла зола, оставшаяся после сжигания осадка
сточных вод предприятия «Водоканал». По результатам испытаний был получен материал с показателями прочности при сжатии 170,63–552,08 МПа, модулем упругости от
322,0 до 960,0 МПа, водопоглощением в пределах 1 %, что дает возможность использовать его в лесном дорожном строительстве, в том числе в качестве укрепляющего слоя
дорожной одежды лесных дорог на слабых грунтах. Применение полученного материала в лесном дорожном строительстве позволит расширить лесную дорожную инфраструктуру за счет снижения стоимости. Наши исследования показывают, что высокие
физико-механические показатели увеличат срок службы лесных дорог, а, следовательно, и срок между капитальными ремонтами – данные аспекты положительно повлияют
на рентабельность строительства лесных дорог. Для цитирования: Минаев А.Н., Зубова О.В., Кулик Д.М., Силецкий В.В., Луговов
В.И. Применение золополимерных смесей в строительстве лесовозных дорог // Изв.
вузов. Лесн. журн. 2020. № 3. С. 106–116. DOI: 10.37482/0536-1036-2020-3-106-116 |