Модифицирование древесины для создания подшипников скольжения лесопромышленных машин = Modifying Wood for Creation Plain Bearings of Timber MachinesМодифицирование древесины для создания подшипников скольжения лесопромышленных машин = Modifying Wood for Creation Plain Bearings of Timber Machines Использование модифицированной древесины в различных парах трения лесопромышленных машин и технологического оборудования во многом обусловлено высокими показателями ее износостойкости, низким коэффициентом трения и хорошими
диссипативными характеристиками. Положительные свойства композиционных материалов достигаются при использовании технологий объемного модифицирования и
имплантирования антифрикционных и теплопроводящих элементов, а также путем
формирования композита из измельченной древесины с добавлением модифицирующих присадок и объемного армирования. Расширение сферы использования композиционных материалов в конструкциях узлов с фрикционными парами скольжения делает необходимым проведение исследований их работоспособности и условий формирования высокого уровня триботехнических параметров: износостойкости, антифрикционности, теплостойкости и т.д. Недостаточность информации о влиянии факторов, обеспечивающих функциональные характеристики материалов на основе древесины, в том числе теплопроводности и вибропоглощения, существенно осложняет
решение ряда конструкторских и технологических задач при разработке и изготовлении подшипниковых узлов. Поэтому целью работы являлось исследование условий
контактного взаимодействия подшипников скольжения из древесно-металлических
композиционных материалов с учетом реологических эффектов, а также выработка
путей управления их триботехническими параметрами за счет изменения структуры,
состава и фазового наполнителя. Для этого разработаны модели подшипников разных
типов, позволяющие создавать во втулках и вкладышах регламентированное напряженно-деформационное состояние. Исследования работоспособности подшипников
позволили отметить существенное проявление виброгасящих свойств при использовании в составе композита измельченных фракций, находящихся во взвешенном состоянии. Повышенные антифрикционные свойства достигаются при модифицировании древесины электролитической медью, а технологичность изготовления втулки
подшипника – при формировании непосредственно на месте установки опоры. В отличие от большинства применяемых антифрикционных материалов древесина втулок
сохраняет стабильность структуры в условиях объемного сжатия при отрицательных и положительных температурах, а процессы износа, протекающие на контактных поверхностях древесно-металлических подшипников, сопровождаются уплотнением
материала втулки. Последующее разрушение носит преимущественно усталостный
характер, инициируемый динамикой колебаний и возмущений системы, поэтому важной частью дальнейших исследований является оценка релаксационной способности
древесно-металлических композитов при ударно-вибрационном нагружении с оптимизацией их состава по данному критерию.
Для цитирования: Пилюшина Г.А., Пыриков П.Г., Памфилов Е.А., Данилюк А.Я.,
Капустин В.В. Модифицирование древесины для создания подшипников скольжения
лесопромышленных машин // Изв. вузов. Лесн. журн. 2020. № 5. С. 155–165. DOI:
10.37482/0536-1036-2020-5-155-165
Финансирование: Проект «Исследование и создание подшипников скольжения повышенной износостойкости на основе древесно-металлических композиционных материалов» в рамках государственного задания Минобрнауки РФ (проект
№ 9.10677.2018/11.12) |