+7-495-680-99-71
public@akc.ru
+7-495-680-89-87

На главнуюНаписать намКарта сайта

«Директ-маркетинговые предложения специализированной периодики: анализ эффективности»

09.11.2000



Статья менеджера Центра почтовых каталогов и DM подписных программ "Агентства "Книга-Сервис" Завражнова А.Н. в журнале "Практический маркетинг". №11 2000 года, С. 17 - 24.

Статья продолжает тему, освещавшуюся в предыдущей части в № 3 журнала за 2000 г. – эффективности прямой адресной рассылки применительно к географическим и иным особенностям респондента (статья «Анализ эффективности прямой почтовой рассылки»). Напомним, что в первой статье рассматривалась рассылка предложений о подписке на учебную и учебно-методическую литературу, рассылавшихся преимущественно частным лицам и в меньшем количестве – в адреса средних общеобразовательных школ и иных средних учебных заведений. В этой части, продолжая знакомиться с респонсом на предложения печатной продукции, рассмотрим несколько другой сегмент рынка, другие рыночные позиции.

Для анализа возьмем программу «Подписка за рабочим столом». Подробно с концепцией программы, ее целями, задачами и описанием технологии можно ознакомиться в статье «Маркетинг: образ мышления, или профессия?» Заместителя генерального директора Агентства «Книга-Сервис» Вялкова А.Н. Задача предлагаемой статьи более узка: рассмотреть отклик потенциальных заказчиков в различных аспектах.

В рамках программы Агентством рассылается одноименный каталог с предложением оформления подписки на прессу.
Получатели каталога – предприятия и организации, как не имеющие собственные научно-технические библиотеки, так и имеющие их. Предлагаемый товар – газеты и журналы. Периодичность рассылки каталога – дважды в год, oдновременно с началом почтовой подписки. Условие покупки – предоплата. Основой данного исследования взята последняя рассылка каталога – на 2-е полугодие 2000 г., проводившаяся в марте – апреле того же года.

Таким образом, рассматриваемый товар является более дорогим, более специализированным, адресованным более состоятельной и более узкой аудитории. То есть, если рассмотренный в предыдущей статье товар охарактеризован как товар массового спроса, то рассматриваемый сейчас товар можно охарактеризовать как товар специального спроса.

Результаты рассылки показывают, что основной поток заказов поступает из крупных городов. Преимущественный спрос к покупке изданий по каталогу наблюдается в индустриальных центрах, например: Нижний Новгород, Краснодар, Красноярск, Тольятти, Магнитогорск, Нижний Тагил, Норильск.

В отличие от каталожных заказов товаров массового спроса, количество заказов в региональных центрах превышает заказы в регионах за их пределами. Исключение составляют только те регионы, где высоко развита промышленность: Свердловская, Самарская, Иркутская области. Общее отношение заказов: региональные центры/регионы составляет 58,9%/41,1%.

Распределение заказов по тарифным поясам отличается от распределения заказов на товары массового спроса. Некоторые регионы, характеризовавшиеся высоким спросом в том случае, здесь не проявляют интереса к предложениям, например, Республики Тыва и Калмыкия. Основной объем заказов сосредоточен в центральных тарифных поясах. В отличие от рассылки предложений товаров массового спроса, отдаленные тарифные пояса (III-V) составляют 24% всех заказов против 55, а I пояс – 35% против 9.

Региональная привлекательность по проценту отклика в данном исследовании выражается вне прямой зависимости от удаленности/приближенности региона от центра. Наивысший отклик зафиксирован в Ненецком Автономном Округе, Брянской, Ярославской, Псковской областях, Алтайском крае, Республиках Ингушетии, Адыгее и Коми. Как и в случае с рассылкой коммерческих предложений товаров массового спроса, в числе лидеров вновь встречаются Сахалинская и Камчатская области. В целом по стране отклик составляет среднестатистическую величину общепринятого значения отклика по директ-маркетинговым акциям. Резких колебаний отклика в разных регионах не наблюдается. Процент отклика в каждом тарифном поясе составляет сотые доли процента и не является показательным. Таким образом, отклик зависит исключительно от экономико-географических факторов; выделить иные факторы, влияющие на него, на данном этапе исследования не представляется возможным.

Заказчики прессы по каталогу могут быть разделены на несколько категорий. Исследование подписчиков позволяет выделить следующие крупные группы:

  • Государственные учреждения;
  • Государственные предприятия;
  • Образовательные заведения;
  • Коммерческие предприятия;
  • Банки.

 

Имеющиеся адреса подписчиков позволяют в одних случаях достаточно точно определить профиль деятельности того или иного предприятия, например: Вагоноремонтный завод, Завод строительно-алюминиевых конструкций, Магазин "Три гнома", Центр книжной торговли, в других случаях нейтральные названия организаций не позволяют четко идентифицировать профиль деятельности подписчика, например: ООО «Мост», ООО «Ирида».

Так или иначе, деятельность государственных и частных предприятий по имеющимся сведениям относится к трем основным категориям:

  • Производство;
  • Оказание услуг;
  • Торгово-посредническая деятельность.

 

Распределение заказов по категориям подписчиков

Каталог включает свыше четырехсот наименований газет и журналов разной периодичности и всевозможной тематической направленности. Издания, предлагаемые к подписке в каталоге, разделяются по тематикам на следующие основные тематические группы, иногда пересекающиеся:

  • Бухгалтерский учет и налоги;
  • Законодательство и право;
  • Деловые издания, менеджмент, маркетинг;
  • Технические издания;
  • В т.ч. стандартизация и метрология
  • Издания для пользователей ПК;
  • Медицинские издания;
  • Популярные массовые издания, издания для детей, “женские” и “мужские” издания.

 

Отдельную группу составляют научные и реферативные журналы.

Для иллюстрации выборочно рассмотрим подписчиков некоторых изданий:

- Аналитический экономический еженедельник:

Основной подписчик – коммерческие структуры, занимающиеся производством и оказанием услуг (в данном контексте примем для них общее название производители). Приблизительно поровну производящих предприятий различных форм собственности и частных компаний, деятельность которых не поддается точной идентификации. Половину от каждой из этих категорий, или четверть от их суммы составляют: госучреждения федерального уровня, госучреждения регионального уровня, банки (всех этих категорий поровну). Среди производителей встречаются: нефтяная компания, химический завод, автокомбинат, два издательства. ~70% заказчиков приходится на европейскую часть страны. Активно подписываются в регионах: Москва и Подмосковье, Ярославль, Татарстан, Саратов, Нижний Новгород, Красноярск, Саха.

- Консультационный журнал по бухгалтерскому учету и отчетности:

Преимущественно производственные предприятия, жилищная корпорация, транспортная компания, пивоваренный завод, медицинский центр, региональное министерство. Регионы: Москва, Ямало-Ненецкий АО, Петрозаводск, Оренбург, Ростов-на-Дону, Норильск и т.д. – исключительно региональные центры и крупные города.

- Деловой журнал по маркетингу:

Почти исключительно коммерческие структуры различных форм собственности. Завод красок, пищекомбинат, финансовая компания, магазин, предприятие связи. Отсутствует подписка в Москве и Санкт-Петербурге. Около 90% подписчиков – в Европейской части России (в том числе достаточно много в Приволжском регионе). Регионы: Самара, Оренбург, Казань, Йошкар-Ола и т.д. Распределение регионов и региональных центров – приблизительно поровну.

Краткие выводы:

Директ-маркетинговые продажи специализированных дорогих изданий должны быть ориентированы в первую очередь на крупные индустриальные города. Предпочтительнее региональные центры. Географическая картина отклика предприятий – заказчиков более проста по сравнению с картиной респонса частных лиц на предложения товаров массового потребления.

Среди получателей каталога наибольшую активность проявляют коммерческие предприятия, как наиболее гибкие и расположенные к новым формам традиционной подписки на прессу.

Региональная привлекательность зависит в наибольшей степени от наличия в регионе действующих промышленных предприятий и их платежеспособности.

Повышение эффективности рассылки может строиться на совершенствовании рассылочной АБД за счет увеличения в ней адресов в индустриальных центрах, первоочередного привлечения таких адресов для новых рассылок. Главное же – формирование базы постоянных подписчиков за счет обязательного повторного направления каталога всем подписчикам, сделавшим по нему заказ и тем самым проявивших интерес к такой форме подписки.

Автор выражает надежду, что исследования респонса дальнейших рассылок каталога позволят оценить правильность предлагаемого пути повышения эффективности программы и, как следствие, разработать дальнейшие более конкретные и детальные методические рекомендации по ее совершенствованию.

Завражнов А.Н.

 


« Все статьи

  • ПодпискаАргументы и факты
  • ПодпискаРЕКТОР ВУЗа
  • ПодпискаГЛАВА МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
  • ПодпискаЮный техник
  • ПодпискаНовый мир
  • ПодпискаСЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ
  • ПодпискаЭнергетик
  • ПодпискаМУЗЕЙ
  • ПодпискаМАРАФОН СКАНВОРДОВ
  • ПодпискаКЛАССИЧЕСКАЯ КРЕПОСТЬ
  • ПодпискаТОВАРОВЕД ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ

22.12.2023Все новости

Форум «МЕДИЦИНА МОЛОДАЯ»

В «Экспоцентре» в рамках «Российской недели здравоохранения» стартует III Научно-образовательный форум «МЕДИЦИНА МОЛОДАЯ».

подробнее »

ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛЫ И ГАЗЕТЫ ON-LINE1

Мы используем cookie. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Подробнее можно ознакомиться на странице политики конфиденциальности и политики обработки персональных данных.

Загрузка...
Загрузка...